Организация станций страховки

ОБОРУДОВАНИЕ СТАНЦИЙ.
Часть 1.
 
Автор Крис Земмель (Chris Semmel) – DAV-Sicherheitsforschung
Рисунки Георг Зойер (Georg Sojer)
июль 2009
Перевод vkh (Виктор Хоренко)
Статью можно скачать в pdf: goo.gl/ayfnU

 

Оглавление:
1. Введение.
2. Действующие силы и определения.
3. Что такое фиксированная точка.
4. Срыв и направление срыва на станции.
5. Сила рывка на сорвавшегося.
6. Сила, приходящаяся на перегиб (промежуточную точку страховки).
7. Трение.
8. Сила трения страховочного устройства.
9. Фактор срыва и тормозной путь.
10. Тормозной путь.
11. Центральная точка.
12. Методы страховки.
13. Страховка через обвязку.
14. Страховка через фиксированную точку.
15. Страховка через центральную точку, расположенную в вершине треугольника сил.

Сокращения:
ФТ = фиксированная точка;
ЦТ = центральная точка;
FS = Fangstoss; сила рывка, действующая на сорвавшегося;
СчО = страховка через обвязку.

Введение
Пара предварительных замечаний. Тема «оборудование станций страховки» заслуживает названия «комплексной» и предъявляет высокие требования как к курсантам, так и к инструктору. Причина сложности заключается в бесчисленных возможностях и вариантах для количества и качества точек, их относительного положения и направлений в которых точки должны противодействовать нагрузке, различных вариантов страховки как, например, страховка через обвязку или через ФТ. Кроме того, станция должна обеспечивать достаточную безопасность, быть быстро организуема и «обозрима» Чтобы избежать непонимания, сначала объясняются некоторые понятия и описываются методы страховки.

 

Основные понятия

Фиксированная точка
ФТ могут быть крючья, закладки, френды, петли на выступах или песочных часах. ФТ могут работать во многих или только одном направлениях и быть разной степени качества (=надежности): • надежная ФТ = силы > 10 kN, например стандартные шлямбура, широкие песочные часы (толщиной в руку), деревья, массивные выступы и блоки и т.д.; • сомнительная ФТ = ФТ надежность которых не может быть достаточно точно оценена (силы между 1 - 10 kN), например, хорошо поставленные закладки или френды, хороший крюк или старый/нестандартный шлямбур вплоть до ненадежно поставленных закладок/френд, плохо забитых крючьев.

Срыв и направление срыва на станции (Sturzzug, SZ)
При срыве на фиксироввннные точки станции действует рывок вниз. При срыве ведущего на промежуточной точке рывок на станцию приходится, как правило, вверх. Исключением является траверс, в таком случае направление рывка – боковое. «Рывок» есть сила, действующая на станцию и/или, соответственно, страхующего.

Сила рывка на сорвавшегося (Fangsto?, FS)

Сила приходящаяся на перегиб (промежуточную точку страховки)
Если срыв страхуемого происходит на промежуточной точке страховки, то сила действующая на промежуточную точку складывается из рывка приходящегося на станцию (SZ) и силы действующей на сорвавшегося (FS). Силе FS должна противодействовать сила действующая на станцию/страхующего (SZ) (см. рис.1).

Трение
Обе силы (SZ и FS) были бы одинаковыми по величине, если бы в страховочной системе не существовало трения. Вследствие трения в промежуточном страховочном пункте сила рывка уменьшается примерно на 1/3, т.е. на станцию/страхующего приходится только 2/3 возникающего усилия. (см. рис. 1). Если из-за плохого прохождения веревки трение увеличивается еще, то и на станцию приходится меньшее усилие. Вследствие этого запланированная динамическая страховка перестает быть динамической.

 
Рис. 1: действующие силы, расчет на примере HMS с силой трения 2,2 kN.

Сила трения страховочного устройства
В зависимости от силы рук страхующего, каждое страховочное устройство создает определенное тормозное действие. При удержании срыва с силой рывка больше некоторого значения, веревка частично выдается через страховочное устройство. Если такая сила рывка достигнута, то система реагирует динамически. Если сила рывка не достаточна, страховочное устройство действует квази-статически. Типичные силы трения страховочных устройств. HMS 2,2 - 3,5 kN Страховочное устройство типа "стакан" (ATC, Reverso, итп.) 1,5 - 3 kN Восьмерка 1,2 – 2,5 kN Полуавтоматические устройства 6 - 10 kN

Фактор срыва и тормозной путь
Фактор срыва является скорее характеристикой не жесткости рывка, а выделившейся энергии. Жесткость рывка в основном зависит от трения веревки в страховочной цепи и поведения страхующего. За счет движения корпуса страхующего навстречу рывку (активная страховка) силы на перегибе могут быть уменьшены на 2-4 kN. При страховке через ФТ значительную роль кроме самой веревки играет страховочное устройство. Использование техники половинной веревки значительное уменьшает действующие силы. В конечном счете усилие прикладываемое к промежуточной точке страховки определяется соотношением между высотой падения и тормозным путем.


Рис. 2: Фактор рывка = отношение высоты свободного падения к длине выданной веревки

Тормозной путь
Тормозной путь - путь на котором рассеивается энергия рывка. Он складывается из прохождения веревки через страховочное устройство, растяжения веревки и движения тела страхующего при страховке через обвязку.

Центральная Точка ЦТ обозначается точка, в которую встегивается как самостраховка, так и страховка партнера, и которая напрямую связана со всеми ФТ станции. Такая ЦТ существует при каждом способе страховки. В ее качестве может выступать карабин, ленточная петля или, при страховке через обвязку, - страховочная петля обвязки.

Методы страховки Существует страховка через обвязку, страховка через фиксированную точку и страховка через ЦТ в вершине треугольника сил или распределенную между ФТ и обвязкой.

 
Рис.3: ЦТ на карабине, крюке с кольцом и (справа) «экономный» вариант при котором самостраховка вешается прямо на карабин ЦТ.

Страховка через обвязку

 
Рис. 4: Пассивная и активная страховка через обвязку.

Пассивная и активная страховки через обвязку (СчО) отличаются возможностью страхующего сознательно смягчить рывок посредством активного движения корпусом в направлении рывка т.е. вперед и наверх (активная СчО). При пассивной СчО страхующий не может этого сделать как, например, при страховке на висячей станции.

Для организации страховки через обвязку должны выполняться следующие условия: • Наличие опыта в удержании срывов при страховке через обвязку(через корпус) т.к. страхующий является частью страховочной цепи. • Разница в весе: ведущий (страхуемый) не должен весит более 130% веса страхующего – при необходимости используется или самостраховка на нижерасположенной ФТ (на уровне земли) или достаточный тормозной путонаверх при пассивной СчО (длинный ус самостраховка на станции) • Рывок должен всегда быть наверх – прямой рывок на станцию (фактор рывка =2) или рывок в стороны должен быть исключен. • Достаточно места для страхующего т.е. отстуствие риска удара о скалу, столкновения со страхуемым или первым промежуточным пунктом страховки • Глубина падения не очень велика (иначе – очень большая энергия рывка) – обеспечивается расстояним между крючьями и их качеством.

Достоинства и недостатки СчО:
+ более мягкий удар падающего о скалу
+ меньший провис веревки
+ лучшее управление веревкой
- страхующий является частью страховочной цепи - более длинный тормозной путь т.е. большая глубина падения
- возможный удар страхующего о стену

Страховка через фиксированную точку

 
Рис. 5: слева страховка через крюк с карабином как ЦТ. В середине и справа: страховка через ФТ на нескольких ненадежных ФТ с распределением нагрузки (в середине – петля как ЦТ, справа - на закладках c петлей ЦТ растянутой против рывка вверх.)

ЦТ при страховке через ФТ выбирается прямо на одной из ФТ. В качестве ЦТ может служить карабин с муфтой, ленточная петля или ухо крюка. (см. ЦТ). При рывке в любом направлении, нагрузка действует прямо на ФТ. Поэтому страховка через ФТ используется в основном на надежных ФТ. На ненадежных ФТ необходимо использовать распределение сил. На ненадежных ФТ может использоваться страховка через ФТ если рывок вниз приходится на минимум 2 точки и рывок вверх - на одну точку плюс вес тела страхующего.

Достоинства и недостатки страховки через ФТ: + Страхующий не является звеном страховочной цепи -> возможен лучший контроль тормозного усилия + меньшая глубина падения страхуемого - Динамичность (жесткость страховки) определяется только тормозным усилием страховочного устройства.

Страховка через ЦТ, расположенную в вершине треугольника сил.


Рис. 6: Страховка через ЦТ при распределенной нагрузке (треугольник сил) без оттяжек , справа с оттяжкой и двойным треугольником

Такая техника страховки является гибридом страховки через ФТ и СчО . ЦТ расположен не на обвязке и не прямо на одной из ФТ. В наилучшем варианте ЦТ (карабин или петля) должны быть натянута против рывка вверх , таки образом чтобы выдерживалось правило две точки - наверх, одна + корпус страхующего – вниз (рис. 6, справа). Если это не возможно, то противовесом рывку вверх является только вес страхующего (рис. 6, слева). Это создает для страхующего опасность удара о скалу. Этот удар будет тем сильнее, чем в более горизонтальной плоскости расположены точки страховки (или более обобщенно, чем дальше в схеме ЦТ оттягивается от стены) (см. рис. 7).

 
Рис. 7: удар о скалу при рывке наверх. Чем более полого расположены точки образующие станцию и поэтому чем дальше ЦТ оттягивается от стены, тем больше рывок к стене.

Если ЦТ при распределенной нагрузке растянута против рывка вверх, такой метод страховка становится станцией со страховкой на квази-ФТ (рис.6, справа). Недостатком такого «классического» построения станции без сблокирования отдельных оттяжек является отказ системы при вырывании одной из ФТ. Это приводит к значительному воздействию на оставшиеся крючья. Если система сблокирована узлами и натянута, то она удовлетворяет требованиям безопасности, хотя временные затраты необходимые для показанного способа растяжки (репшнур с полиспастом) и связывания узлов и потом разборки станции практически нереальны.

Достоинства и недостатки страховки через ЦТ с распределенной нагрузкой (без растяжки):
+ никаких
- страхующий является частью cтраховочной цепи. Риск удара о скалу с возможностью потери веревки (с растяжкой станция эквивалентна варианту со страховкой через ФТ)
- большие временные затраты на вязку узлов

Продолжение статьи.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

РАССЫЛКА НОВОСТЕЙ





НАШИ ДРУЗЬЯ


 



МЫ ВКОНТАКТЕ




ССЫЛКИ


ФАСиЛ

Клубы, скалодромы, альплагеря

Снаряжение

Информационные порталы

Школа бега SkiRun

Спортклуб СПбГУ


ФЕДЕРАЦИЯ АЛЬПИНИЗМА РФ


Официальный сайт ФАР

Нормативные документы ФАР